
Есть несколько вещей, которые вы не найдете в романах и женских детективах Мэри Хиггинс Кларк: мужчина и женщина, которые живут в гражданском браке, нецензурные слова и расчлененное на куски тело. По сегодняшним стандартам, триллеры мисс Кларк немного старомодны. Они более напоминают стиль Агаты Кристи, чем чудовищные и щекочущие нервы произведения, выпускаемые такими знаменитыми авторами, как Джеймс Паттерсон и Стиг Ларссон.
Но все же Мэри Хиггинс Кларк, которая в таком почтенном возрасте умудряется писать по книге в год, остается прибыльным брендом. Ее книги только в США расходятся 100 миллионными тиражами. Все ее 42 книги стали бестселлерами. Мисс Кларк является одной из самых продающихся писательниц, что уже несколько раз подтвердили ее издатели «Simon & Schuster». Каждый год, ее новеллы, которые публикуются в 34 странах, продаются общим числом в 3,7 миллиона копий. Глава издательства «Simon & Schuster» Кэролин Рейди утверждает, что продажи мисс Кларк настолько стабильны, что являются существенной долей в годовом доходе компании.
Трудолюбие и вера в свои силы долгое время позволяли Мэри Кларк сохранять стимул к написанию книг. Она получила 40 отказов, прежде чем ее первая короткая история была опубликована в 1956 году. И уже после этого она научилась мыслить по-деловому и просчитывать маркетинговые ходы.
Мэри Хиггинс Кларк уже приспособилась ко вкусам и предпочтениям читателей. Она презентует свои книги и раздает автографы не только в книжных магазинах, но также в гипермаркетах, в офисах крупных магазинов и в продуктовых магазинах, где она регулярно собирает толпу в 500 человек.
«Я буду путешествовать, - дает она интервью, находясь в своей квартире на 16-ом этаже в Южном центральном парке в Нью-Йорке (кстати, это одна из ее четырех квартир), - хотите купить книгу»?
Сидя перед нарисованным маслом портретом, на котором она изображена молодой, мисс Кларк, которая работала секретарем и стюардессой в «Pan American» перед тем, как стать писательницей, утверждает, что еще не собирается идти в отставку. Она и ее редактор Майкл Корда, который работает с ней 36 лет, обсуждают ее следующий роман. Как утверждает писательница, она уже составила условия нового контракта.
Мисс Кларк и ее издательство сейчас подняли вопрос о том, как удержать ее бренд на вершине успеха даже в том случае, если она перестанет писать. Пока еще мисс Кларк не решила, назначит ли она приемника, и будут ли это ее дети. Такая стратегия выгодно сказалась на состоянии уже покойных ныне таких авторов триллеров, как Роберт Ладлэм и Ян Флеминг. Мэри Кларк желает найти преемника, чтобы передать ему свой бренд, но ее дети, относясь к этому с опаской, протестуют.
«Они не хотят отходить от традиции Мэри Хиггинс Кларк, - говорит писательница. - Я утверждаю, что они поступают неразумно».
Дети мисс Кларк говорят, что скорее отказались бы от прибыли, которые приносят ее романы, чем видеть, как ее бренд деградирует. «Или она будет писать это, или никто», - говорит ее сын Уоррен Кларк, юрист и муниципальный судья.
Ее дочь Кэрол Хиггинс Кларк, автор женских детективов, которая совместно с матерью написала серию Рождественских книг, говорит, что сама бы очень хорошо подумала, перед тем как занять место своей матери или нанимать для этой цели другого человека. «Ее читатели получает определенное впечатление от ее произведений, - говорит Кэрол. - И вы просто не сможете воспринимать кого-либо другого, если он будет писать вместо нее».
Кэролин Рейди, генеральный директор «Simon & Schuster», обсуждая этот вопрос, говорит: «Мы даже не хотим думать о том времени, когда не будем издавать Мэри».
«Когда у вас есть автор подобный Мэри, который публикуются регулярно в одно и то же время года, имеет прогнозируемую широкую читательскую аудиторию, вы знаете, что в это время года будут высокие продажи, несущие прибыль, что поможет компании оставаться на плаву, функционировать и предоставлять людям работу», - говорит Кэролин Рейди.
Мисс Кларк оставалась верной своему жанру даже тогда, когда новое поколение авторов детективных бестселлеров, среди которых Майкл Коннелли, Жанет Иванович, Харлан Кобен, Ли Чайлд, заполнило рынок и толкнуло жанр в новом направлении. Ее книги все равно доминировали среди успешных и провальных медицинских и юридических триллеров, историко-детективных романов и триллеров о серийных маньяках. Ее книги возглавляли список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» 355 недель подряд. Луиза Берк, глава одного из подразделений издательства «Simon & Schuster» под названием «Pocket Books», продающего в год миллион копий книг Мэри Кларк в мягких переплетах, говорит, что мисс Кларк обладает безошибочным чутьем того, чего хотят ее читатели. И она продолжает писать в этом духе. «Многие авторы меняют жанры и постоянно пробуют что-то новое, но она продолжает писать такие книги, какие ожидают получить от нее читатели», - говорит Луиза Берк.

Детективы Мэри Кларк всегда попадают в магазины в первую неделю апреля, занимая свое место на полках перед Днем Матери, который является одним из самых лучших дней для продаж книг после Дня Отца и Рождества. То, что ее произведения входят в категорию «общего доступа», делает мисс Кларк любимицей, как взрослых, так и детей (преступления могут быть ужасными, но непосредственно никогда не изображаются). Эта стратегия гарантирует, что книга будет находиться на самом видном месте в магазине в течение всего книжного сезона продаж. Ее новая книга появится в День Матери на стендах в каждом из 705 книжных магазинов «Barnes & Noble's».
«Она приватизировала этот праздник, по крайней мере, на 20 лет», - говорит мисс Рейди.
В 1995 году писательница добавила еще один прибыльный бренд к своей коллекции – женские детективы на тему Рождества, что позволило ей получить еще один источник дохода, используя для этого праздничные распродажи. Когда «Simon & Schuster» выпустили ее первый праздничный детектив, надеясь еще больше увеличить количество читателей ее романов, они ожидали реализовать несколько сотен тысяч копий, но книга мгновенно стала хитом и, в конечном счете, разошлась тиражом в 3,2 миллиона экземпляров. Праздничные детективы Мэри Кларк, которые позже она стала писать совместно с дочерью Кэрол, выглядят бесспорно надуманными (здесь идет речь о заговоре, целью которого является похищение рождественской елки из Рокфеллер-Центра). Но в этих книгах проскальзывают моменты, в которых угадывается безупречный стиль писательницы. Названия этих книг могут быть и веселыми, и жуткими в то же время, например, книга «Он смотрит на тебя, пока ты спишь».
Неустанный промоутер самой себя, мисс Кларк редко пропускает возможность встретиться с поклонниками ее таланта. За несколько минут перед тем, как ее конный экипаж нырнул на Пятую Авеню, чтобы участвовать в параде в честь Дня Святого Патрика, мисс Кларк, которая, кстати, была ведущей парада, успела поприветствовать поклонников, забронировавших место на 45-ой Стрит за полицейскими баррикадами. Люди фотографировали мобильными телефонами писательницу, которая сидела в черной карете, запряженной белым жеребцом. «Я прочитала их все, спасибо вам!», - кричала ей пожилая женщина в ярко-зеленой вязаной шляпе.
За день до этого, в дождливое утро Мэри Хиггинс Кларк собиралась позвонить в открывающий торги колокол на Нью-Йоркской фондовой бирже, когда женщина застенчиво протянула ей книгу «Ты обратилась в лунный свет» ("Moonlight Becomes You,"), которую писательница написала еще 1996 году. «Я хочу сказать вам, какая вы замечательная писательница», - сказала Джоанн Силк, работающая секретарем-референтом на бирже, открывая книгу и протягивая ручку.
«Первая страница лучше, - сказала мисс Кларк, подписывая книгу. - Доброго вам утра».
Пробираясь через лабиринт торговых кабин, мисс Кларк была остановлена Деллой Деттлинг, отставной секретаршей из Нью-Джерси, которая посетила фондовую биржу в тот день. «Я прочитала все ваши книги», - сказала она. Продолжив путь, мисс Кларк снова была остановлена биржевым маклером в синем жакете, который подбежал к ней с пачкой розовых стикеров и попросил автограф для своей жены. Мэри Кларк пожелала узнать имя его жены и ее адрес, подписала ей автограф, пожелав приятного чтения. «Я не хочу просто небрежно написать свое имя, - сказала автор женских детективов позже. - Это отчасти непорядочно».
Рожденная в Бронксе, дочь владельца ирландского паба, Мэри Хиггинс Кларк регулярно подписывает многомиллионные контракты на печать ее книг с издательством «Simon & Schuster». В 2000 году она получила аванс размером 64 миллиона долларов на написание пяти книг – по 15 миллионов за каждый из четырех детективов и 4 миллиона для написания краткой автобиографии. С тех пор она получила несколько других предложений подписать договора о продаже большого количества книг. Писательница даже не может сосчитать все свои недавние авансы, но говорит, что она получила «больше, чем несколько миллионов» за книгу, и около 4 миллионов за рождественские детективы, которые написала вместе с дочерью.
Издатели Мэри Кларк также получают существенную прибыль от продаж ее старых работ. Когда мисс Кларк ставит автографы на своих новых книгах в магазине «Wegmans», ей приносят дюжины ее книг, которые были выпущены раньше. Один или два раза в год «Simon & Schuster» выпускают одну из старых книг в новой обложке в надежде привлечь новых читателей и разместить их на видном месте. Первый исторический роман писательницы о Джордже и Марте Вашингтон продался очень маленьким тиражом, когда он был выпущен в 1969 году. Но вышедшая в 2002 году под новым названием «Роман Мэри Хиггинс Кларк», эта книга стала бестселлером и разошлась тиражом более миллиона копий.
"В течение долгих минут он сидел один. Когда женщина выходила, над исповедальней автоматически зажегся зеленый свет, что означало, что тот, кто ждал снаружи, мог уже заходить. Он пылко молил Бога о том, чтобы женщина вернулась, но этого не произошло»
Отрывок из 1 главы книги «'I'll Walk Alone».
Книги Мэри Кларк, вероятно, принесут еще больше прибыли, так как многие читатели сегодня предпочитают читать книги в электронном варианте. Продажи цифровых копии детектива "The Shadow of Your Smile" (2010 г.) составляли 20 % продаж. Новые выпуски, как правило, повышают объем продаж тех книг, которые еще находятся в печати. А с электронными книгами, которые можно приобрести очень быстро, продажи возрастают почти мгновенно, в то время как издержки производства практически равны нулю. К примеру, когда четыре последних книги были еще в печати, продажи электронных книг возросли на 80% после их выхода. Печатные продажи Amazon в тот же период увеличились в среднем на 40% .
Мисс Кларк принадлежит четырнадцатикомнатный особняк в Сэддл Ривер в Нью-Джерси, а также особняк в викторианском стиле в Спринг-Лейк Нью-Джерси, квартира в Южном центральном парке в Нью-Йорке и дом в Кейп-Код. Писательница содержит многочисленный штат сотрудников для того, чтобы они помогали ей в бизнесе и социальной жизни. На нее работает влиятельный юрист из Вашингтона Роберт Барнетт, который занимается книжными контрактами, бухгалтерией, счетами и деловодством. Также в штате писательницы есть два ассистента, один из которых отвечает на письма поклонников, занимается оплатой коммунальных счетов, координирует общественно-благотворительную деятельность и встречи с публицистом, а другой следит за расписанием писательницы, организовывая ее встречи с парикмахером, лечащим врачом и портным для примерок и т.п. Перед каждым выпуском книги в твердом переплете, мисс Кларк приобретает себе новое украшение, чтобы надеть его для новой фотографии автора в книге.
Накануне выпуска новой книги Мэри Кларк откорректировала рекламный текст для маркетинговой кампании. Она отклонила предложенный вариант слогана «Королева саспенса возвращается». «Я сказала, что никуда не уходила», - говорит мисс Кларк, которая написала рекламное объявление и текст для каталога компании производителя офисного оборудования «Remington Rand», когда ей было еще 18 лет. «Это не рекламное объявление» - гласит новая версия, - «Новинка от самого лучшего автора по версии «Нью-Йорк Таймс» Мэри Хиггинс Кларк».
Если мисс Кларк не занимается рекламой новой книги, она пишет. И пишет каждый день. Она вызывает лифт, чтобы добраться в свой домашний офис на третьем этаже особняка в Сэддл Ривер и пишет с 9:30 утра и до позднего вечера, делая перерыв лишь на обед. Она и ее редактор Майкл Корда обговаривают или отправляют друг другу по факсу каждую новую страничку каждый раз, когда писательница что-то планирует. Мистер Корда прежде работал главным редактором в издательстве «Simon & Schuster». Теперь он официально уволен, но все еще занимается редактированием книг Дэвида МакКалло, Лэрри МакМертри и мисс Кларк.
Почти каждое утро, писательница просматривает газетные статьи о преступлениях и трагедиях, которые могут быть использованы в будущем в ее детективах. Ее книги, которые в большом количестве выставлены в Нью-Йорке и Нью-Джерси, содержат множество местных ориентиров. К примеру, там обозначено местоположение ирландского паба «Ниари» на 57-ой Ист-Стрит, который так часто посещает мисс Кларк.
В течение последних 12 лет писательница консультируется относительно некоторых сюжетных линий своих книг у отставных детектива и сержанта из полицейского департамента Нью-Йорка, чтобы лучше выучить атмосферу и культуру полиции. «В ее следующем детективе Мэри Кларк написала, что два детектива прошли два квартала, проводя расследование», - говорит Стивен Маррон, отставной сержант. «Мы сказали ей: «Мэри, детективы никуда не ходят, - вспоминает мистер Маррон, - детективы всегда ездят на автомобиле». Теперь во вступительном абзаце главы говорится: «Во время короткой поездки, направляясь из Хантер Колледжа в особняк семьи Олдрич на 69-ой Стрит, детективы Билли Коллинз и Дженнифер Дин признались друг другу, что никогда, даже на минуту, не подозревали, что Зан Морелэнд похитила собственного ребенка».
И хотя ее хвалят другие успешные авторы, например Нельсон Демилль называет ее «легендой в бизнесе», солидные литературные критики игнорируют ее книги или называют их шаблонными и банальными. Писательница говорит, что ее популярность настроила критиков против нее. «Я твердо верю, что чем более ты популярен, тем меньше у тебя шансов получить приличную литературную критику», - говорит Мэри Кларк.
Мисс Кларк не начинала с написания женских детективов. Она говорит, что если бы ее первый исторический роман о Джордже Вашингтоне продавался тогда хорошо, она бы стала писать исторические романы. Но так как этого не произошло, она решила попробовать писать детективы. Младшая дочь писательницы Пэтти Кларк говорит, что у ее матери есть темные сюжетные линии, которые появились благодаря сказкам на ночь.
«Нам не рассказывали сказки вроде "Был у Мэри маленький ягненок», но что-то более похожее на «Спрятавшийся в туалете карманник», - говорит Пэтти, которую так назвали в честь литературного агента ее матери, продавшую одну из историй Мэри Кларк за 500 долларов в день, когда Пэтти появилась на свет.
Мисс Кларк написала первые несколько книг, когда самостоятельно поднимала на ноги своих пятерых детей. Ее первый муж Уоррен Кларк умер от сердечной недостаточности, когда ей было чуть больше тридцати лет. И Мэри Кларк стала писать сценарии для радиопостановок, чтобы содержать семью. Она воспитывала детей и помогала им получить образование. А для того, чтобы у нее находилось время для написания книг, она вставала в 5 часов утра.
В течение нескольких лет после написания романа о Джордже Вашингтоне, она работала над психологической историей в стиле саспенс о молодой матери, двое детей которой пропали без вести спустя семь лет после того, как ее обвиняли в убийстве ее детей от предыдущего брака. Издательство «Simon & Schuster» купили детектив под названием «Где же дети?» за 3000 долларов в 1974 году. Книга не стала мгновенно бестселлером. Но в 1976 году она стала хитом в списке бестселлеров в мягкой обложке. Издатель купил ее вторую книгу за полмиллиона долларов, и права на выпуск книги в мягкой обложке были проданы за 1 миллион долларов. Мисс Кларк купила Каддилак и смогла уйти со своей основной работы.
Книга «Где же дети?», которая издавалась 75 раз, осталась наиболее культовой книгой писательницы. Харлан Кобен вспоминает, как получил письмо об этом от своего покойного друга из колледжа в Амхерсте, романиста Дэвида Фостера Уоллеса. «Он любил такие книги и рассказывал, как поражался остроумию сюжета «Где же дети?» («Where Are the Children»)», - говорит мистер Кобен, который описал мисс Кларк, как оказывающую огромное влияние на его творчество.
Это также определило Мэри Кларк, как специалиста в новом и выгодном детективном жанре: истории об обычной женщине в опасности, которая распутывает некий зловещий заговор самостоятельно.
Появление нового поколения авторов блокбастеров в некоторой мере изменило модель успеха. Быть успешным и хорошо продающимся автором сегодня означает публикацию нескольких произведений в разных жанрах каждый год или голливудский контракт, а может то и другое вместе. Даже с двумя бестселлерами в год, Мэри Кларк, по сценарию которой ни разу не снимали успешный фильм, оставит далеко позади некоторых современных успешных авторов.
Книги Джеймса Паттерсона продались тиражом 220 миллионов копий во всем мире, частично потому, что он выпускает по девять книг в год. У романиста Норы Робертс, которая издает от четырех до шести оригинальных книг в год, есть 400 миллионов копий в печати.
Тем временем, у мисс Кларк нет планов замедлять свою работу. В конце этого года она планирует выпустить детскую книгу и рождественский детектив. «Люди спрашивают: «Вы все еще пишете?» и я думаю «А почему бы и нет?» - говорит она. «У меня нет никаких хобби кроме друзей и театра. Я не люблю длительные обеды. Я буду всегда писать. Но день, когда я перестану выпускать книги, будет днем, когда я перестану рассказывать хорошие истории».
Мэри Хиггинс Кларк завещала должным образом продолжать ее наследие после смерти.
«Я проинструктировала их, чтобы они положили большой спиральный блокнот, несколько ручек и стакан вина в гроб, - говорит она, - и они сделают это».