История появления стереоскопии
Корни стереоскопических технологий, которые более известны нам, как 3D, уходят далеко в прошлое. Еще Леонардо да Винчи интересовался феноменом бинокулярного зрения. В разное время люди пытались сделать картины как можно более реальным.
Во второй половине девятнадцатого века изобретатели задумывались об объемном кино, хотя реализовали некоторые идеи лишь в двадцатых-тридцатых годах двадцатого столетия. С годами все это изменялось и совершенствовалось. Если в пятидесятые годы в США популярными были анаглифические системы, то с появлением цветного кинематографа возникли поляризационные технологии.
В Советском Союзе люди также смотрели фильмы, снятые в стереоскопической системе Стерео-70 (например, сказка «Ученик лекаря» 1983 года). Разработана эта высококачественная система была в НИКФИ (научно-исследовательский кинофотоинститут) в 1963 году и даже получила «Оскар». А сегодня она уже считается устаревшей.
3D кинематограф: виды
Анаглифический
Синее и красное изображения, накладываются друг на друга с небольшим смещением. Зритель, надев очки с разными по цвету специальными фильтрами (для правого глаза – синий, а левого – красный цвет) видит объемное изображение, которое формируется благодаря эффекту бинокулярного зрения. Конечно, цветопередача при этом происходит неполная. Зато и очки 3D можно сделать своими руками. А 3D картинки или видео найти в интернете очень просто.
Поляризационный
Линейная поляризация представляет собой накладывание на один экран друг на друга двух изображений через расположенные под прямым углом друг к другу (ортогональные) поляризационные фильтры, установленные в проекторах. Экран при этом используется посеребренный. Зрителям выдают очки с встроенными в них такими же ортогональными поляризационными фильтрами. При наклонении головы изображение двоится, поэтому ее нужно все время держать на одном уровне. Используется эта технология в кинотеатрах IMAX.
В отличие от линейной, при использовании метода круговой поляризации зрителю нет необходимости все время держать голову прямо. При этом используются специальные очки, а изображения четко разделены для каждого глаза. Технологии, которые используют круговую поляризацию – это MasterImage, а также RealD Cinema.
Затворный (светоклапанный)
Для правого и левого глаза на экране изображения демонстрируются попеременно с высокой частотой, а стекла очков поочередно затемняются, работая синхронно с изображениями. Таким образом, технология рассчитана на поочередное видение каждым глазом предназначенных лишь ему изображений. Сегодня этот метод еще более усовершенствовался: жидкокристаллические панели пришли на смену механическим. Используют этот метод в технологии XpanD для кинотеатров и NVIDIA 3D Vision в домашних условиях.
Интерференционная фильтрация
Для просмотра фильмов в Dolby 3D понадобятся спектральные очки, но нет необходимости приобретать алюминированный либо посеребренный экран. Изображение при этом не двоится. Но и дома применять систему Dolby 3D сложно технически.
На сегодняшний день существуют 3D телевизоры со встроенными в экран особыми линзами, позволяющими обойтись без специальных очков для просмотра объемного кино. Очень хорошее качество просмотра получается с использованием 3D проектора или на мониторе ПК с поляризатором. Все это позволяет организовать очень даже приличный домашний 3D кинотеатр.
Но все же просмотр в настоящем кинотеатре существенно отличается от домашнего. И в выгодную сторону. По крайней мере, обстановка там более романтичная.
Желаем приятного просмотра!